Золотой ключик.

Слушая порой проповедников, озабоченных судьбами Человечества я всегда ощущаю силу авторитарности их личностей. Они полагают, что роль личности в развитии общества может быть и даже должна быть определяющей. Им зачастую кажется, что они владеют золотым ключиком, которым собираются открыть дверь для Человечества в счастливое будущее. По моему глубокому убеждению, роль личности в ходе развития Человечества равна нулю. Нулю, потому что Мир Человека не есть что-то исключительное из Природы, а этот Мир представляет собой самою Природу, её продукт. Природа же развивается независимо ни только от личности, но и от Мира Человека в целом. Чистота в доме, конечно же, зависит от его обитателей. И возможно развести такую грязь, что жизнь в доме станет проблематичной. Вот тогда заработает природный закон самосохранения, и Природа заставит Человечество серьёзно заняться уборкой своего дома. Я пологаю - Человечество наведёт этот порядок. Более того, оно достигнет своей зрелости и неизмеримо большего технического могущества. Но и при этом могуществе оно не будет в состоянии повлиять на развивающуюся Природу. “Конец света”, которого так боятся, всё равно наступит. Наступит в равной степени для нравственных и для безнравственных индивидуумов. Это событие предусмотрено самою эволюцией Природы, как предусмотрена и гибель самой планеты. В Природе нет стационарных объектов, кроме самой Вселенной. Всё ежесекундно изменяется во времени. Звёзды растут в массе и в процессе этого роста порождают планеты, а, достигнув достаточной массивности, вновь поглощают их. Рождение и смерть звёзд, планет - закономерные явления Природы. Как закономерна и жизнь с её развитием до появления Мира Человека. Но здесь, вероятно, следует успокоить особенно впечатлительных людей тем, что жить, совершенствоваться Человечество будет еще значительно большее время, чем уже прошло с момента его появления на Земле.

Всем, кто полагает, что владеет какой-то особой методикой воспитания, которая якобы может формировать молодое поколение по своему усмотрению, надо иметь в виду, что Человек уже к трём годам представляет собой личность уже со сложившимся нравственным фундаментом. Если он формировался в условиях не уважения к природным правам человека на самобытность, к праву на выбор поступка по своему усмотрению. Если родитель ему вкладывал свои убеждения, а не способствовал его пониманию, происходящего, пониманию необходимости вести себя так, как того требует Природа вообще и природа человека в частности, то его чадо уже к трем годам является личностью авторитарной. Непонимание горя-педагогами того факта, что база личности закладывается в раннем детстве и в большой степени ещё в утробе матери, вводит их в заблуждение по поводу всемогущества их волшебных методик, которыми они якобы могут спасти молодое поколение, если примут её в системах общественного образования.

Каждый человек в каждый конкретный момент имеет определённое психологическое состояние, определённый интерес, сформированный его внутренним состоянием и если говорить об идеальном образовании, то оно должно быть направленным на удовлетворение его внутреннего интереса. Нельзя к Человеку относится как к приёмнику - покрутил колёсико и настроил его на желаемую волну. Родитель обязан подстраиваться на волну внутренних интересов ребёнка, если он хочет, чтобы ребёнок развился в самобытную, мыслящую, нравственную личность, чтобы у него укрепился интерес к знаниям, тяга к творческому труду. Если говорить о воспитании, а не научении чему-либо, то необходимо этим заниматься до трехлетнего возраста, ибо к трем годам личность человека в основе своей уже формируется. После трёх лет следует говорить уже о перевоспитании, а не о воспитании личности. И следует понимать, что перевоспитание, - крайне непродуктивные процесс, и зачастую его результатом является лишь видимые, поверхностные перемены. Если до трёх лет в Человеке не воспитана любовь к труду, к труду как к поставщику удовольствия. Причём к труду, поставляющему удовольствие в процессе самого труда, а не от получения его продуктов, - то этой любви, по сути, и отличающей Человека от животного, воспитать после трёхлетнего возраста уже не удастся никакому педагогу, какие бы ключики и отмычки он не применял. Возлагать на школу воспитание личности это, значит, возлагать на неё непосильную ношу. Школа может лишь укреплять или разрушать полученное воспитание в семье. Школа должна давать знания, научать их применять в жизни, невзирая на различие в воспитание детей. Несогласный с этой истиной педагог будет лишь воду в ступе толочь. Что же касается эффективности обучения в современной школе в современных условиях, то обученоие должно отвечать нескольким старинным правилам. Эти правила-требования давно поняты и приняты учителями, достигающими эффективности в обучении:

1.     Любовь учителя к своим ученикам. Только ощущая эту любовь, дети могут ответить тем же. Без этой двухсторонней связи не может быть оптимального процесса передачи знаний.

2.     Глубокое знание предмета учителем

3.     Вовлечение учеников в процесс творческого труда, в увлекательный поиск открытий, несущий радость открывателям.

         Следует заметить для скептиков, что нет неинтересных предметов, есть неинтересные преподаватели. Нет, и не может быть универсальной методики-ключика. Хороша та методика, которая отвечает уровню развития учеников, согласуется с мировоззрением учителя и удачно сочетается с его характером.

Что касается всяких особых методик, то они ко всему лишены оригинальности, ведь один золотой ключик уже был, приведший нас не в страну счастья, как предполагалось, а в величайший духовный и материальный кризис. Дело, конечно, же, не в ключиках. Дело в нас, - родителях. Дело в нашей нелюбви к труду. В нашей неготовности к жизни, в неспособности понять собственную Природу. Отсюда отсутствие того, что необходимо передать своим детям. Отсюда и наша жизнь такая, - какая она есть.

В.Н. Бахарев

 

 

Hosted by uCoz