Золотой
ключик.
Слушая порой
проповедников, озабоченных судьбами Человечества я всегда ощущаю силу
авторитарности их личностей. Они полагают, что роль личности в развитии
общества может быть и даже должна быть определяющей. Им зачастую кажется, что
они владеют золотым ключиком, которым собираются открыть дверь для Человечества
в счастливое будущее. По моему глубокому убеждению, роль личности в ходе развития
Человечества равна нулю. Нулю, потому что Мир Человека не есть что-то
исключительное из Природы, а этот Мир представляет собой самою Природу, её
продукт. Природа же развивается независимо ни только от личности, но и от Мира
Человека в целом. Чистота в доме, конечно же, зависит от его обитателей. И
возможно развести такую грязь, что жизнь в доме станет проблематичной. Вот
тогда заработает природный закон самосохранения, и Природа заставит
Человечество серьёзно заняться уборкой своего дома. Я пологаю
- Человечество наведёт этот порядок. Более того, оно достигнет своей зрелости и
неизмеримо большего технического могущества. Но и при этом могуществе оно не
будет в состоянии повлиять на развивающуюся Природу. “Конец света”, которого
так боятся, всё равно наступит. Наступит в равной степени для нравственных и
для безнравственных индивидуумов. Это событие предусмотрено самою эволюцией
Природы, как предусмотрена и гибель самой планеты. В Природе нет стационарных
объектов, кроме самой Вселенной. Всё ежесекундно изменяется во времени. Звёзды
растут в массе и в процессе этого роста порождают планеты, а, достигнув
достаточной массивности, вновь поглощают их. Рождение и смерть звёзд, планет -
закономерные явления Природы. Как закономерна и жизнь с её развитием до
появления Мира Человека. Но здесь, вероятно, следует успокоить особенно
впечатлительных людей тем, что жить, совершенствоваться Человечество будет еще
значительно большее время, чем уже прошло с момента его появления на Земле.
Всем, кто полагает,
что владеет какой-то особой методикой воспитания, которая якобы может
формировать молодое поколение по своему усмотрению, надо иметь в виду, что
Человек уже к трём годам представляет собой личность уже со сложившимся
нравственным фундаментом. Если он формировался в
условиях не уважения к природным правам человека на самобытность, к праву на
выбор поступка по своему усмотрению. Если родитель ему вкладывал свои
убеждения, а не способствовал его пониманию, происходящего, пониманию
необходимости вести себя так, как того требует Природа вообще и природа
человека в частности, то его чадо уже к трем годам является личностью
авторитарной. Непонимание горя-педагогами
того факта, что база личности закладывается в раннем детстве и в большой
степени ещё в утробе матери, вводит их в заблуждение по поводу всемогущества их
волшебных методик, которыми они якобы могут спасти молодое поколение, если
примут её в системах общественного образования.
Каждый человек в
каждый конкретный момент имеет определённое психологическое состояние,
определённый интерес, сформированный его внутренним состоянием и если говорить
об идеальном образовании, то оно должно быть направленным на удовлетворение его
внутреннего интереса. Нельзя к Человеку относится как к приёмнику - покрутил
колёсико и настроил его на желаемую волну. Родитель обязан подстраиваться на
волну внутренних интересов ребёнка, если он хочет, чтобы ребёнок развился в
самобытную, мыслящую, нравственную личность, чтобы у него укрепился интерес к
знаниям, тяга к творческому труду. Если говорить о воспитании, а не научении чему-либо, то необходимо этим заниматься до
трехлетнего возраста, ибо к трем годам личность человека в основе своей уже формируется.
После трёх лет следует говорить уже о перевоспитании, а не о воспитании
личности. И следует понимать, что перевоспитание, - крайне непродуктивные
процесс, и зачастую его результатом является лишь видимые, поверхностные
перемены. Если до трёх лет в Человеке не воспитана любовь к труду, к труду как
к поставщику удовольствия. Причём к труду, поставляющему удовольствие в
процессе самого труда, а не от получения его продуктов, - то этой любви, по
сути, и отличающей Человека от животного, воспитать после трёхлетнего возраста
уже не удастся никакому педагогу, какие бы ключики и отмычки он не применял.
Возлагать на школу воспитание личности это, значит, возлагать на неё
непосильную ношу. Школа может лишь укреплять или разрушать полученное
воспитание в семье. Школа должна давать знания, научать их применять в жизни,
невзирая на различие в воспитание детей. Несогласный с этой истиной педагог
будет лишь воду в ступе толочь. Что же касается эффективности обучения в
современной школе в современных условиях, то обученоие
должно отвечать нескольким старинным правилам. Эти правила-требования давно
поняты и приняты учителями, достигающими эффективности в обучении:
1. Любовь учителя к своим
ученикам. Только ощущая эту любовь, дети могут ответить тем же. Без этой двухсторонней
связи не может быть оптимального процесса передачи знаний.
2. Глубокое знание предмета
учителем
3. Вовлечение учеников в
процесс творческого труда, в увлекательный поиск открытий, несущий радость
открывателям.
Следует заметить для скептиков, что нет
неинтересных предметов, есть неинтересные преподаватели. Нет, и не может быть
универсальной методики-ключика. Хороша та методика, которая отвечает уровню
развития учеников, согласуется с мировоззрением учителя и удачно сочетается с
его характером.
Что касается всяких
особых методик, то они ко всему лишены оригинальности, ведь один золотой ключик
уже был, приведший нас не в страну счастья, как предполагалось, а в величайший
духовный и материальный кризис. Дело, конечно, же, не
в ключиках. Дело в нас, - родителях. Дело в нашей нелюбви
к труду. В нашей неготовности к жизни, в неспособности понять собственную Природу.
Отсюда отсутствие того, что необходимо передать своим детям. Отсюда и наша
жизнь такая, - какая она есть.
В.Н. Бахарев